Система маркировки «Честный знак», которая уже используется для маркировки шин, может быть расширена и на другие отрасли, включая автопром. Такое предложение выдвинул Вадим Володин, генеральный директор шинного кластера «Кордиант», в связи с высоким уровнем контрафактных товаров, с которым столкнулась компания после приобретения актива в сфере производства автокомпонентов.
Глава Минпромторга РФ Антон Алиханов отметил, что система маркировки «Честный знак» может быть применена в автопроме, если такая инициатива поступит и от других участников отрасли.
Проблема контрафактных запчастей в России стала особенно актуальной в 2022 году на фоне санкций и легализации параллельного импорта. Доля поддельных деталей сомнительного происхождения увеличилась вдвое и достигла 28% по сравнению с 14% в 2021 году.
Весной 2024 года из-за отсутствия механизма контроля почти четверть автосервисов столкнулись с контрафактом. Чаще всего поддельными оказываются масла и горюче-смазочные материалы, свечи зажигания, фильтры, а также детали подвески и рулевого управления.
Непрозрачная логистика привела к увеличению доли контрафакта до 30%. В связи с этим в конце мая был поднят вопрос об усилении контроля качества и введении системы маркировок для идентификации запчастей.
Осенью в России запустят проект по маркировке расходных материалов для автопрома. Ранее Минпромторг опубликовал проект постановления правительства о проведении с 1 сентября 2024 года по 31 августа 2025 года соответствующего эксперимента. Он будет добровольным и коснется участников оборота смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей. Оператором выступит «Оператор ЦРПТ».